Проект "Нейрофитнес как инструмент развития интеллекта ребенка"
Проект "Нейрофитнес как инструмент развития интеллекта ребенка"
В нашем детском саду реализуется долгосрочный проект с 2021 года по настоящее время.
В последнее время отмечается увеличение количества дошкольников с нарушениями в физическом и психическом развитии. В связи, с этим перед педагогами ДОУ всё более востребованным становится поиск новых, эффективных психолого -педагогических методов и форм работы, направленных на полноценное и всестороннее развитие дошкольников. Одним из актуальных направлений внедрения инновационных методов в коррекционный образовательный процесс является применение элементов нейрофитнеса - как одна из здоровьесберегающих технологий.
Нейрофитнес – научно обоснованный способ контроля, улучшения и развития когнитивных процессов и эмоциональных состояний, которые основываются на формировании и развитии «мышц» (нейронных связей) мозга. Это тренировка для мозга, как физкультура – для мышц тела.
Цель проекта: активизация различных отделов коры головного мозга и улучшение мыслительной деятельности дошкольника.
Задачи проекта:
1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Развивать межполушарные взаимодействия.
3. Развивать мышление, память, внимание, воображение.
4. Развивать общую и мелкую моторику.
5. Развивать речь.
Нейрофитнес помогает детям:
• стимулировать развитие мыслительной деятельности;
• улучшить память и развить способности к быстрому воспроизведению информации;
• снизить утомляемость на занятиях и уроках, повысить работоспособность;
• улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;
• развить способность к выполнению симметричных и асимметричных движений;
• укрепить вестибулярный аппарат;
• развить подвижность плечевого пояса;
• снять стресс и напряжение;
• предотвратить нарушения, связанные с восприятием пространства и времени.
«Нейрофитнес как инструмент развития интеллекта ребенка».
В рамках реализации муниципального проекта «Нейрофитнес как инструмент развития интеллекта дошкольника» специалисты детского сада «Радуга» 14.12.23г представили мастер-класс для студентов по специальности: «Дошкольное воспитание» БУ СПО «Советского политехнического колледжа» г.Советский.
Студенты на практике познакомились с коррекционно-развивающей технологией нейрофитнес.
Нейрофитнес — это комплекс многофункциональных упражнений, направленных на разностороннюю тренировку мозга.
Будущие педагоги апробировали нейроигры на практике: «Червячок в яблочке», «Печка с трубой», «Строим заборчик», «Игра на развитие межполушарного взаимодействия и чувства ритма», «Дворовые игры», «Резиночка», «Снежки».
Педагоги это те люди, которые постоянно развиваются и совершенствуются в своей профессии. Поэтому возникла идея поделиться опытом по применению элементов нейрофитнеса со студентами специальности: «Дошкольное воспитание». Применение данной технологии будет полезна как детям, так и взрослым.
- Нейропедагогические игры для детей
- Памятка для родителей "Что такое нейрофитнес?"
- Презентация проекта «Нейрофитнес как инструмент развития интеллекта дошкольника»
- Неделя нейрофитнеса «Пижамная вечеринка» в МАДОУ д/с "Радуга"
- Презентация «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»
- Презентация "Предметно - развивающая среда на развитие межполушарного развития"
15 января 2025г. на базе МАДОУ «детский сад «Радуга» в рамках стажировочной площадки педагог-психолог Кизерова Ольга Сергеевна и социальный педагог Гурова Елена Викторовна провели мастер-класс «Применение элементов нейрофитнеса в работе с детьми» для молодых педагогов района. Целью которого является повышение уровня знаний педагогов об использовании нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. познакомить педагогов с эффективными нейропсихологическими играми и упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников;
2. вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данному виду деятельности;
3. активизировать самостоятельную работу педагогов по расширению знаний по данному вопросу;
4. побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию.
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами рассмотрим одну из нетрадиционных технологий работы с дошкольниками – это нейропсихологические игры и упражнения.
Начать своё выступление я бы хотела словами величайшего учёного Ивана Петровича Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Итак, что же такое нейроигры и нейроупражнения?
Нейроигры – эффективная методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику. То есть это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают вследствие недостаточного развития межполушарных связей. Межполушарное взаимодествие – это особый механизм объединяющий левое и правое полушарие в единую интегративную систему.
Как вам известно, наш мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности.
Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.
Левое полушарие носит аналитический характер и ответственно за развитие математических способностей, логики, речи. Деятельность полушарий координируется мозолистым телом (системой нервных волокон, которое передает данные из одного в другое). При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.
Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет. Самая приемлемая форма для занятий с детьми дошкольного возраста – это игра, которая в этом возрасте является ведущим видом деятельности.
Следовательно, развитие межполушарных связей в основном тоже надо строить на упражнениях и играх, которыми и будут являться нейроигры и нейроупражнения.
Александр Романович Лурия – советский психолог и врач-невропатолог, и один из основателей нейропсихологии, выделил три блока мозга, развитие которых строится по определённым комплексам нейроупражнений.
1 блок – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Первый блок формирует, активизирует, контролирует, моделирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально - потребностные процессы в их взаимодействии. Метафорический «девиз» этого уровня «я хочу».
Комплекс нейропсихологических игр и упражнений 1-го блока включает в себя:
• дыхательные упражнения,
• массаж и самомассаж,
• релаксация,
• блок упражнений «Здоровые глаза» (зрительные гимнастики),
• растяжки и тренировка мышц речевого аппарата (артикуляционные гимнастики),
• упражнения для шеи, плеч, рук, ног.
Такие упражнения формируют сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, тонический и эмоциональный статус.
2 блок – блок приема, переработки и хранения исходящей извне информации. Метафорический «девиз» этого уровня «я могу».
Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий левого и правого полушария. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия – это работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и движений глаз, а если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка. Так же сюда относятся и кинезиологические упражнения, такие как «Кулак – ребро – ладонь» и т. д.
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев», его поддерживал и Иван Михайлович Сеченов, который считал, что «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука». И эти высказывания верны, так как сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. А работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. доказали влияние сформированности тела на уровень развития высших психических функций и речи. Следовательно, коррекционная, развивающая и формирующая работа по развитию межполушарного взаимодействия должна быть направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению, а не наоборот.
3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Метафорический «девиз» этого уровня «я должен».
Методы коррекции 3-го блока мозга направлены на формирование произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики. Упражнения направлены на формирование навыков внимания, целеполагание, формирование, программирование, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков и интеллектуальных процессов
Почему же именно в настоящее время многие педагоги обратились в нейропсихологии? Да потому что сейчас инклюзивное образование особенно актуально все чаще и чаще мы с вами сталкиваемся с такими понятиями как: СДВГ, ТНР, ЗПР, ОВЗ и пр., так же в поле зрения обычного педагога попадают дети испытывающие определенные трудности в обучении, поведении, кому-то бывает трудно сосредоточиться на занятии, запомнить информацию, быстро переключаться с одного задания на другое и т. д.
Вот здесь как раз на помощь и приходят нейропсихологические игры и упражнения. В работе педагога они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников в выполнении заданий. Разнообразие нейроигр позволяет развивать и совершенствовать не только психические процессы, но и закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному окружению и другие.
Но важно помнить, что методика нейропсихологических игр может применяться не только для детей имеющих определенные нарушения, но и в работе с совершенно здоровыми детьми, так как, прежде всего, это игра, в которой дети развиваются получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Таким образом, педагог может использовать нейроигры если есть :
• проблемы с памятью;
• снижение внимания при выполнении задания;
• проблемы с усвоением материала;
• нет чёткого понимания пространственных представлений («лево – право»);
• плохая координация, неуклюжесть;
• излишняя активность либо наоборот медлительность;
• плохо развита мелкая моторика рук (ребенок плохо рисует, пишет, лепит и т. д);
• леворукость;
• тики, заикание, навязчивые движения;
• отмечаются движения языком или другими частями тела, когда он рисует или пишет;
• быстро наступает усталость;
• желание заниматься в основном только тем, что интересно;
• частые головные боли;
• частый плач, проблемы со сном, аппетитом;
• проблемы в поведении, в отношении со сверстниками.
Так же нейроигры помогают в развитии и совершенствовании всех высших психических функций.
Но включение нейроигр, например, в занятия нужно придерживаться следующих принципов их применения:
1. Принцип «от простого к сложному».
2. Применение нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.
3. Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения – они используются параллельно с ним.
Можно выделить основные условия эффективности применения в работе нейропсихологических игр и упражнений:
• Педагог должен свободно владеть упражнениями.
• Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.
• Периодичность – ежедневно, без пропусков.
• Время занятий – утро, день.
• Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах.
• Продолжительность занятий 10 – 15 минут.
• Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
• Упражнения проводятся по разработанным комплексам (сочетание упражнений для 1, 2 и 3 блоков).
• Внутри комплексов упражнения можно менять местами.
• От детей требуется точное выполнение упражнений.
• Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
• Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели
2 этап. Практический.
Ну а теперь, давайте перейдёт с более интересной части нашего мастер-класса – к практике.
Как мы с вами уже говорили, наш мозг состоит из двух полушарий, где: правое полушарие мозга отвечает за творческое мышление (эти люди более чувствительны и склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений, а левое полушарие отвечает за логическое мышление (наличие у человека более сильных аналитических способностей и лингвистических наклонностей).
А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?
Для этого мы предлагаем вам пройти 4 легких теста, для которых вам необходимо запомнить (или записать) определенную последовательность букв.
Тест № 1. Необходимо сцепить (сплести) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П.
Тест № 2. Представьте, что вы целитесь в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, при закрытом правом глазе запоминаем букву П.
Тест № 3. Сложите руки на груди, в так называемой позе «Наполеона». Обратите внимание, кисть какой руки находится сверху? Запоминаем!
Тест № 4. Поаплодируйте друг другу. Вы все молодцы! Но какая же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.
Что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то активнее правое полушарие, если Л, то левое.
Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры, из которых можно составить комплексы для развития всех блоков головного мозга.
Упражнение 1. Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поле зрения, улучшить зрительное восприятие, укрепить глазные мышцы.
Суть упражнения – двигать глазами по заданной схеме с фиксированием в определённой точке.
Упражнение 2. Дыхательная гимнастика. «Задувание свечи», «Дыхание», «Удивимся».
Упражнения 3. Телесно-перекрёстные упражнения. «Попробуй повтори».
Упражнение 4. «Нейропризнаки». (провести)
Это Отличное упражнение для закрепление межпространственного мышления и кратковременной памяти.
Перед вами лежит лист, на котором нарисованы геометрические фигуры красного и зеленого цвета. Ваша задача одновременно двумя руками, обвести правой рукой все красные фигуры в кружок, а зеленые левой рукой в квадрат.
Упражнение 5. «Найди и вычеркни» (корректурные пробы)
Развитие внимания, пространственного мышления.
Приготовьте произвольно набранную «мешанину» из различных картинок (цифры и буквы, овощи и фрукты и т. д.) Количество знаков будет зависеть от возраста и подготовки ребёнка. Ребёнок должен найти и зачеркнуть (обвести) обозначенный предмет (картинку, цифру и пр.).
Упражнение 6. «Лабиринт» (провести)
Развитие зрительного внимания, самоконтроля
Предложите ребёнку, глядя на рисунок, помочь Шарику найти дорогу к косточке в подземном лабиринте. Желательно, чтобы сначала ребёнок проложил путь, опираясь только на зрительно-моторную координацию (т. е. одними глазами, и только потом нарисовал путь карандашом.
Упражнение 15. «Рисование двумя руками». (провести)
Развитие межполушарных взаимодействий.
Ребёнок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно по образцу или устной инструкции взрослого. Стрелкой указано направление рисования.
Упражнение22. «Игра двумя руками».
Вариант 1. Ребёнку предлагаются две ёмкости, зелёные и красные пуговицы. В процессе игры используются сразу две руки. Ребёнок должен расформировать пуговицы по цветам. Например, правой рукой выбираются зелёные, а левой – красные пуговицы.
Вариант 2. Ребёнку предлагается выложить фигуры сразу двумя руками (фигуры должны быть разные).
Упражнение 23. «Нейродорожки»
Ребёнку предлагается пройти по следам ног и ладошек, при этом надо учитывать расположение следов (правая – левая ступня, правая – левая ладошка).
Упражнение 24. «Веселые пальчики». (провести)
Ребенок поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.
3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Регулярное использование нейроигр в режимных моментах и самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.
В завершении хочу вам напомнить, что «Возможности нашего мозга в наших руках!»
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
1. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2019
2. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/под редакцией А. В. Семенович. – М. :Дрофа, 2014
3. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М. : Генезис, 2008.
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М. : Генезис,2012.
5. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера,2003
6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. : Центрполиграф, 2002.
В МАДОУ детский сад «Радуга» прошел конкурс «Лучшее видео мастер-класса для родителей по использованию нейроигр в домашних условиях». Педагоги создали авторские уникальные видеороликами для родителей. Смотреть видео ниже (нажать на изображение).
Полезная информация